Публичное представление педагогического опыта


Публичное  представление
 педагогического опыта учителя технологии
МОУ «Средней  общеобразовательной  школы с углубленным
 изучением отдельных предметов № 39»
Кемаева Николая Сергеевича
(педагогический стаж – 7 лет)

Тема самообразования: «Проектная деятельность на уроках
технологии как фактор формирования ключевых компетентностей»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен­ствования учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».    В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришёл к его пониманию. Под компетенцией подразумевается результат образования, готовность ученика для достижения поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Новый импульс этому процессу придал приоритетный национальный проект «Образование», который ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:
- формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
- создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.
Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
·                     профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
·                     формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
·                     последовательное включение в проектную деятельность системы элективных курсов учащихся (5-8кл.)
·                     системный подход к реализации программы В.Д. Симоненко, предусматривающей проектную деятельность учащихся;
·                     творческое сопровождение проектной деятельности;
·                     мониторинг формирования ключевых компетентностей.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Задача формирования компетентной личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Это было и остаётся одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует личность школьника, готовит его к познавательной и общественно-трудовой деятельности. Задача развития возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше и больше овладевает педагогическим сознанием учёных и учителей. На это ориентирует и программа технологии.
Особая роль в формировании компетентной личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках. Педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребёнка на уроке. В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идёт об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели – всестороннего гармонического развития личности.
В методической литературе приводятся примеры проблемных ситуаций и поисковых заданий, которые можно использовать на уроках технологии. Но я заметил, что метод «срабатывает», выполняет свою функцию только при определённых условиях. Учитель ставит проблему, ученик должен захотеть её решить. А если он не принимает эту задачу, то и проблема не реализуется. Нет совместной деятельности – «сотрудничества», «сотворчества», нет движения личности вперёд.
Для формирования компетентной личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности.
При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений. Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщённом виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия. Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудно осуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, методом проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся.
Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся.
Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач. Посредством метода проекта мне удаётся установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью.
При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Я разрешаю учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.
Метод проектов – это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающейся системой, которая может совершенствоваться на основе учёта передового педагогического опыта.
При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:
·                     основные сведения о проектировании;
·                     методы проектирования;
·                     личностные (человеческие) факторы проектирования;
·                     технология проектирования;
·                     художественное проектирование;
·                     технология оценки предложенных проектов.
Важная проблема для меня – показать учащимся творческое содержание интересующих их профессий, так как школьники должны осознавать необходимость социального творчества во всех сферах трудовой деятельности. Поэтому при проведении уроков большое внимание уделяю профессиональному самоопределению детей. В настоящее время в условиях конкуренции к личности труженика и его творческому потенциалу будут предъявляться всё более высокие требования. Преподавателю важно знать творческое содержание конкретных профессий и хорошо представлять творческую составляющую процесса профессионального самоопределения.
В последнее время всё чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Они, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся, таких, как:
– Ценностно-смысловые компетенции;
– общекультурные компетенции;
– учебно-познавательные компетенции;
 – информационные компетенции;
– коммуникативные компетенции;
– социально-трудовые компетенции;
– компетенции личностного самосовершенствования.
Чтобы правильно решать задачи развития компетенций в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя – организующей, ведущей.

3. Теоретическая база опыта.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли так же методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (или в терминологии Джона Дьюи критического мышления).
Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии.Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
Проектный метод обучения технологии – это интегрированный вид деятельности по созданию изделий, имеющих личную и общественную значимость. Организация проектной деятельности учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, помогает создать положительную мотивацию для самообразования. При выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку.
Успешность проектной деятельности на уроках технологии полностью зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом имеющихся возможностей школы, умения организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, его творческих возможностей и использования современных технологий.
Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Проектный метод обучения не открытие, а повторение уже имеющегося опыта на более высоком уровне развития человека.
Выполнение проекта – одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
 проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
 целеполаганию и планированию деятельности;
 самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта);
 презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;
 умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
 поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
 практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
 выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
 проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».
Метод учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Уроки с использованием интегрированных творческих проектов нетрадиционны и вызывают особый интерес у детей, а также развивают творческие способности учащихся и эстетический вкус. Поэтому слабоуспевающие учащиеся (равнодушные, например, к истории, литературе, изобразительному искусству) с большим удовольствием готовятся к ним, проявляя активность и творческую инициативу. В результате у них создается положительная мотивация к самообразованию. Это, пожалуй, самая сильная сторона проекта.
Началом такого сотрудничества является создание информативных данных «Банк интегрированных творческих проектов». Особенность его заключается в  следующем: на уроке технологии изготавливают то или иное изделие как проект, в  другом – осуществляют его защиту (или следует декоративное украшение на уроке изобразительного искусства, а затем идёт защита).
Возможен другой вариант: на уроках технологии мальчики делают из древесины основу для куклы-сувенира или для персонажей кукольного театра, а девочки на уроках технологии шьют костюмы.
Качество выполнения проекта зависит от того, насколько прочны знания учащегося и приобретенные им навыки и умения в различных учебных дисциплинах.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Необязательно, чтобы весь проект (особенно сложный) выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена совместно несколькими одноклассниками, при этом работа каждого должна быть четко оговорена.
Цель любого проекта направлена на изменение окружающей человека искусственной среды. Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей, в котором форма соответствует назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще красива.
Основной задачей выполнения проектов является усвоение алгоритма проектирования, который схож с деятельностью конструкторов, дизайнеров по созданию объектов, где процесс создания (проектирования) представляет собой определенную последовательность этапов деятельности.
Содержание основных этапов и их ступенчатость не являются догмой, но есть принятый стандарт, то есть последовательность проектирования, которая значительно облегчает работу учащегося и контроль учителя в процессе проектной деятельности.
Антиподы проектирования – спонтанные «озарения», не имеющие оснований, по принципу «сначала сделать, потом думать».
Проектная деятельность содержит:
- анализ проблемы;
- постановка цели;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
     Целью проектной деятельности является  понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
Обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности:
- Проект должен быть посильным для выполнения;
- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
- Вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Е.С. Полат предлагает классификацию, которая проведена в соответствии с типологическими признаками.

Общедидактический принцип
Типы проектов
Краткая характеристика
Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.
Исследовательский
Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования
Творческий
Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату
Ролево-игровой
Предполагает распределение участниками определенных ролей: литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы
Информационный (ознакомительно-ориентировочный)
Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация
Предметно-ориентировочный
Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функции каждого из них
Предметно-содержательная область
Монопроект
Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы, требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести
Межпредметный
Выполняется, как правило, во внеурочное время. Требует очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, хорошо проработанной формы промежуточных и итоговой презентаций
Характер координации проекта
С открытой координацией (непосредственный)
Предполагает консультационно-координирующую функцию руководителя проекта
Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)
Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся –партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности. Межпредметные проекты требуют привлечение интегрированного знания, в большей степени способствуют диалогу культур
Характер контактов
Внутренний (региональный)
Организуют внутри школы, между школами, классами внутри региона одной страны
Международный
Предполагает участие школьников из разных стран
Количество участников проекта
Личностный
Проводится индивидуально, между двумя партнерами
Парный
Проводится между парами участников
Групповой
Проводится между группами
Продолжительность проведения
Краткосрочный
Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы
Средней продолжительности
Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему
Долгосрочный (до года)
Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

В работах В.Д. Симоненко выделены общие дидактические требования, связанные с проведением проектов в образовательных учреждениях. Первое требование – время, отводимое педагогом для выполнения задания, должно быть достаточным для качественного и спокойного решения проблемы. Второе требование касается оценки деятельности ребенка. Третье требование заключается в системном их использовании: проекты предлагаются в течение всего года и представляют собой порядочную последовательность разнообразных по форме и содержанию, постепенно усложняющихся заданий.
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Владение школьниками методикой создания учебных проектов в полной мере проявилось при наличии теоретической базы: программы В.Д. Симоненко , разработанная ЦНХО г. Москва, его статьи и книги: «Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие » 2003 г., художественные альбомы, учебники по технологии (5-8кл).
Данная теоретическая база позволяет в процессе творческой работы реализовать на практике, актуализировать, расширить полученные знания, что способствует стимулированию образовательной активности учащихся с одновременным развитием самостоятельности. Кроме того, в процессе работы над проектом происходит накопление опыта самореализации, что очень важно для развития личности.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Педагогической основой исследования являются идеи последовательной организации проектной деятельности учащихся в учебной и внеучебной деятельности, на элективных курсах в художественных классах, подготовки для усиления мотивации на проектную деятельность; применение деятельностного подхода для разработки способов управления процессом формирования ключевых компетентностей в процессе проектной деятельности школьников общеобразовательной школы.
Обучение в школе основывалось на идее о том, что знание является побочным продуктом деятельности. То, что изучалось, должно быть полезным, значимость каждого элемента была встроена в саму систему. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.
Метод проектов предполагает принципиально иную педагогическую идеюпостроения образовательного процесса, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Одной из ведущих педагогических идей метода выставочных проектов является овладение новым способом деятельности. Процесс этот нужно моделировать так, чтобы учащиеся научились:
·                Намечать ведущие и текущие цели и задачи;
·                Искать пути их решения;
·                Осуществлять и аргументировать выбор;
·                Действовать самостоятельно;
·                Объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Метод выставочных проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально
(рассказ или пояснение). К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще одна важная способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

5. Анализ результативности.
Результаты выполненных исследовательских и выставочных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного результата выставки, итоговые экзамены по предмету в классах с углубленным изучением художественного цикла, исследовательские проекты.
Итогом проектной деятельности педагога и учащихся, является не только участие, но и стабильно высокая результативность школьников, которые из года в год становятся призерами и лауреатами не только городских, но краевых и Всероссийских конкурсов, конференций. Полученные данные позволяют сделать вывод, что при правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, это позволит школьникам не только овладеть знаниями в различных областях искусства, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения.
Результативность работы с одаренными детьми:
а) олимпиады
·                    муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии 2015 г.,
11 кл. призер (Тарасов Иван); 
·                    муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии 2016 г.,
8 кл.  призер (Нестеренко Макар); 
·                    муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии 2017 г.,
9 кл. призёр (Нестеренко Макар); 
·                    муниципальный этап всероссийской олимпиады по технологии 2017 г.,
7 кл. призер (Кармышев Айнур)
б) призеры НПК
·                    Научно-практическая конференция «Дети города – науке XXI века»., 2016 г.,
8 кл. участник (Нестеренко Макар)
·                    VI Межрегиональная конференция декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница», 2016 г., 7 кл. участник  (Нестеренко Макар)
·                    VII Межрегиональная конференция декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница», 2017 г., 8 кл. гран-при (Нестеренко Макар)

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
         Основная проблема использования данного опыта заключается в том, что широкое распространение информационных технологий создало ряд проблем, в частности, проблему информационной перегруженности учащихся, необходимости ориентироваться в избыточном количестве информации. Ребенок не успевает... Как же быть, как помочь ребёнку сориентироваться в огромном потоке информации, не захлебнуться в нем, а научиться плавать? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.  
При использовании информационных технологий в преподавании технологии у меня как у учителя возникли некоторые проблемы:
1. Большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания.
2. Иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.

7. Возможность тиражирования
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах.  Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую интернет-ресурсы, где представлен опыт педагогов других регионов. Размещаю свой опыт работы на страницах школьного сайта.


Комментариев нет:

Отправить комментарий