Экспериментальная работа

Практико-ориентированный подход в деятельности учителя технологии как основа профессионального самоопределения обучающихся

Модель системы работы учителя технологии по формированию профессионального самоопределения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в классах МОУ "СОШ № 39" методами практико-ориентированного подхода.



Педагогические проекты


Педагогический проект «Профессиональная проба»
(«погружение» учащихся в профессию)

Педагогическая задача проекта: ознакомление учащихся с трудовыми операциями разных профессий, развитие практических умений и навыков
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

Профессиональная проба – это моделирование элементов конкретного типа профессиональной деятельности, имеющих завершенный вид. Это применение своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с технологическими требованиями. ПП на уроке является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет, и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.
Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.
Цели профессиональной пробы
1.     Овладение общепрофессиональными компетенциями, среди которых – осознание сущности и социальной значимости будущей профессии, формирование устойчивого интереса к ней.
2.     Приобретение трудовых умений и навыков
3.     Адаптация опыта учебной и познавательной деятельности к деятельности трудовой.
4.     Определять задачи профессионального и личностного развития.

Общеизвестно, что личностные качества формируются только в процессе деятельности, поэтому одна из задач профессиональных проб - создание поля, предназначенного для формирования профессионально значимых качеств личности. Систематическое проведение профессиональных проб способствует осознанному выбору профессии.
Профессиональные пробы на уроке проводятся во время выполнения практических работ. Учащимся сообщается, что сейчас, изготавливая ту или иную модель, образец их действия будет соотноситься с трудовыми операциями определенного вида профессии.




Педагогический проект «Золотые руки»
 (проектная деятельность учащихся)

Педагогическая задача проекта: развитие практических умений и навыков
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные

Огромную роль в профориентации играет и работа над творческими проектами. Определяем с учащимися характер, форму и вид проекта. Возможность самостоятельно сделать своими руками изделие, позволяет проследить этапы профессионального становления учащихся, отметить особенности характера, позволившие достичь профессиональных высот: целеустремлённость, трудолюбие, терпение, любознательность, самостоятельность, стремление постичь секреты мастерства и перейти от исполнительского к творческому уровню. Лучшие примеры проектной деятельности школьной практики выносятся на участие в конкурсах и НПК.
Цель любого конкурса профессионального мастерства — повышение престижа рабочих профессий, развитие профессиональной и творческой деятельности у обучающихся. Профессиональные конкурсы проводятся на различных стадиях обучения — первый этап — конкурсы внутри школы. Этот этап очень важен и для преподавателей и обучающихся. Требования к обучающимся в таких конкурсах такие же, как на городских конкурсах. Конкурсанты должны показать не только свои профессиональные навыки в работе, но и показать свои теоретические знания. Благодаря этому этапу выявляю одаренных обучающихся, которые смогли хорошо выступить на этом этапе, а обучающиеся получают первый опыт в самостоятельной и творческой работе. На таких конкурсах виден будущий потенциал претендентов на победы, создаю «резерв» претендентов на участие в различных профессиональных конкурсах. Далеко не все обучающиеся могут участвовать в конкурах, у некоторых обучающихся недостаточно уверенности в себе, присутствует закомплексованность, боязнь выступления на публике с одной стороны, а хорошие профессиональные качества «золотые руки» с другой стороны. Целью в данных ситуациях вижу больше уделять внимание таким обучающимся, которые сомневаются в себе.
Результатом деятельности в данном направлении являютсяпризовые места учащихся на НПК различного уровня: Республиканская НПК «Параскева-рукодельница», городская НПК «Школьники города», республиканская НПК «Поликультурное образование», «Республиканская конференция «Шаг в будущее», Всероссийский конкурс «Школьный патент». Примеры описания проектов расположены в приложении.


Педагогический проект «ЖЗЛ – жизнь замечательных людей»
 (встречи с представителями различных профессий)

Педагогическая задача проекта: выработка умений построения линии профессионального общения, расширить знания о профессиях, посредством общения с представителем данной профессии, воспитывать уважение к старшим, трудящимся, воспитание уважения к труду земляков.
воспитание уважения к людям труда, демонстрация сути профессии.
Формируемые УУД: коммуникативные.

Результатом деятельности в данном направлении являются: встречи с людьми рабочих профессий-мастерами своего дела.
Состоявшиеся встречи:
ФИО
Род деятельности
Класс
1
Русяев А.П.
Преподаватель гончарного искусства
6 «Б»
2
Ширманкин В.Г.
Резчик по дереву
8 «Г»
3
Шевченко Н.А.
Главный металлург ВКМ - Сталь
7 «А»
4
Варданян В.А.
Заслуженный художник РМ
6 «Б»

Педагогический проект «Профессиограмма»
Педагогическая задача проекта: знакомство со спецификой труда в определенной отрасли.
Формируемые УУД: регулятивные.
Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограмм (описаний профессий), на которых – учащиеся знакомятся со спецификой труда в данной отрасли, учатся самостоятельно работать над изучением профессии, ищут информацию и готовят сообщения о интересующей профессии.
Результатом деятельности в данном направлении являются:копилка презентаций учащихся о рабочих профессиях.

Педагогический проект «Олимпионик»
(работа с одаренными детьми)

Педагогическая задача проекта: выявление и развитие одаренности
Формируемые УУД: познавательные

Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое моё внимание. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее происходит процесс формирования самооценки учащимся его достижений, выстраивание индивидуального образовательного маршрута.
Результаты участия в олимпиадном движении представлены в таблице.

Учебный год
Муниципальный тур
Республиканский тур
Итого
2015-2016
1
-
1
2016-2017
1
-
1
2017-2018
2
1
3
2018-2019
3
-
3

Педагогический проект «Мы вместе»
(инклюзивное обучение - работа с детьми с ОВЗ)

Педагогическая задача проекта: инклюзия, включение детей с ОВЗ в процесс социализации.
Формируемые УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
На своих уроках и внеурочной деятельности предлагаю учащимся выполнение посильных для их возможностей элементы проектной деятельности.
Результативность профориентационной работы с детьми ОВЗ в рамках элективного курса по технологии «Профподготовка: столярное дело».  (оценка по методике «Мотивационная готовность» по Успенскому, собеседование)

Участник
Мотивационная готовность
До начала занятий
По окончании  занятий
Владимир Ч.
Низкая мотивационная готовность
Позитивная динамика
Илья Г.
Низкая мотивационная готовность
Позитивная динамика
Даниил Ш.
Низкая мотивационная готовность
Слабоположительная  динамика


Педагогический проект «Резюме»
(самоанализ учащимися личности: умений и навыков)

Педагогическая задача проекта: научить ребенка элементам «саморекламы», сформировать умения анализировать достигнутые личностные результаты
Формируемые УУД: регулятивные

 При приеме на работу важно уметь составить резюме. Мы учимся этому на уроках. После написания своего резюме ученики обмениваются друг с другом написанным. Представив себя в роли работодателя, анализируют резюме друг друга, деликатно и тактично указывают на ошибки. Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах. Однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию я предлагаю такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время?  Что вы можете предложить работодателю?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда. 
Результатом деятельности в данном направлении являются: собственные, личные резюме учащихся подбор, учащимися выдержек описаний профессий в художественной литературе

Педагогический проект «Профплан-портфолио»
 (осмысление личных склонностей, составление портфеля достижений)

Педагогическая задача проекта: осознание профессионального выбора
Формируемые УУД: регулятивные

На заключительном этапе работы в системе практико-ориентированного похода учащиеся 9-го класса проектируют профплан-портфолио, в основу которого положена главная цель: результаты диагностики, результаты проектных работ, результаты конкурсов, олимпиад, НПК. чем Портфолио позволяет реально оценить свои возможности для достижения цели самоопределения.
Результатом деятельности в данном направлении является: сформированное портфолио включающее: резюме, результаты диагностических анкет, проектные работы, «профессиограммы» личного предпочтения, свидетельства, дипломы и грамоты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий